Людмила Савина - первая женщина Казахстана, покорившая Эверест. Горы, восхождения, фотографии, новости, статьи.

RSS

Мраморная стена

Зарисовки на тему "зимнее восхождение на пик Мраморная стена (6400 м.), центральный Тянь-Шань, хребет Меридиональный".

Хочу подробнее Вам рассказать об этом восхождении. Е.Т. Ильинский, старший тренер ЦСКА, планировал зимой восхождение на пик Мраморная стена и далее на пик Евгении Корженевской. У Валерия Хрищатого не было зимнего восхождения только на пик Е. Корженевской из всех наших семитысячников, которого ему недоставало для того, чтобы стать зимним 'Снежным барсом'. У меня его вообще не было, поэтому я горела этими восхождениями. Подготовка проходила, как всегда, в районе Туюк-Су на высоте 2400 метров, откуда алматинцы совершают свои восхождения. Как-то в один из дней, Валера меня спросил буду ли я третьей. Я, не вдавась в подробности, сразу согласилась. Он сказал, что это отлично и что в следующий раз будем примеряться. Оказывается, чтобы уменьшить вес рюкзаков, Валера предложил состегнуть два спальника. Так сформировалась группа. Валера, Илья Иодес, я и, впоследствии, к нам присоединился Сергей Белус из Душанбе.

Итак, мы выехали в район и начали восхождение. Все было прекрасно до высоты где-то 5900. Ниже осталась пещера, в которой наша группа ночевала. Решили ставить лагерь на 5900, т.к. между группами был большой разрыв. На этой ночевке плохо стало Белусу. Утром он встать не мог. Начались спасательные работы. Кое-как спустились до пещеры. Заболел еще один участник восхождения - А. Ручкин. Встали там на ночлег. У Валеры была самая хорошая аптечка. Он делил антибиотики на двоих. Снизу вышли ребята с кислородом. Это была последняя ночь Сергея. Утром он хорошо поел, даже пробовал сам встать, затем продолжили спуск дальше. Сергей лежа, а Ручкин передвигался сам, но очень медленно. Пытались все время шутить с Сергеем, он даже отвечал. В час дня, на крутом ледовом склоне, его не стало. Ручкину вовремя поднесли кислород и, вместе с Владимиром Сувигой, они благополучно спустились в базовый лагерь. Сейчас Александр Ручкин 'мочит' скальные стены и дай Бог ему здоровья и удачи. Сергея похоронили в Алма-Ате.
Это была единственная гора, которую мы ходили в одной группе с Валерием Хрищатым. В 1993 году я не поехала в горы. Казалось все, надоело. 4 августа погибли Валера и Илья. Узнав об этой трагедии в Алма-Ате, я пришла к Ильинскому. Он сказал, - Что, плохо тебе в городе? Я попросила, - Забросьте меня на ледник. Тренер всегда все понимает. Я почтила память Валеры и Ильи, пройдя их тропой и взойдя на Хан-Тенгри. Пройдет пять лет, и ко мне придет тренироваться сын Валеры - Женя Хрищатый. Женя похож на своего отца не только внешне, но в нем есть врожденная интеллегентность и доброта. Это гены. Жизнь продолжается.

23.04.2013 • Мысли • Просмотры (8482) • Комментарии (0) • Написать комментарий

[F]acebook Twitter Delicious Digg Живой Журнал Technoraty StumbleUpon Google Bookmarks Яндекс.Закладки [В]контакте Одноклассники Мой Мир