Людмила Савина - первая женщина Казахстана, покорившая Эверест. Горы, восхождения, фотографии, новости, статьи.

RSS

Эверест-90

«Альпинизм – это множество крайних ситуаций, которые идеально подходят для того, чтобы познать себя.»

Райнхольд Месснер

Идея международной экспедиции на высочайшую вершину планеты принадлежала американскому альпинисту, взошедшему на Эверест в 1963 году, бизнесмену и совладельцу фирмы по производству спортивного снаряжения Джиму Уиттакеру. Его поддержали Американский альпинистский клуб, Оргкомитет Игр Доброй Воли и Госкомспорт СССР. Экспедиция мира «Джомолунгма-90» прошла под девизом «Гринпис».
Джим Уиттакер был уверен, что экспедиция покажет всему миру, каких высот можно достичь при условии международного сотрудничества, что могло бы послужить идее всеобщего мира.
Маршрут из Китая, с севера, проходил через Северное седло. Базовый лагерь установили на высоте 5154, сюда автомашинами было доставлено 17 тонн груза. Яки подняли груз до 6500 – передового базового лагеря. Экспедиция работала без носильщиков, и спортивный состав получил отличную акклиматизацию.

Команда США состояла из 16 человек, команда Китая – из 18, команда СССР – из 12. Общее руководство осуществлял Джим Уиттакер, группой из КНР руководил Лосан Дава, группой из СССР – гостренер СССР по альпинизму Владимир Шатаев (Москва), тренер был назначен Ерванд Ильинский (Алма-Ата), помощником тренера – Григорий Луняков (Алма-Ата), участники: А.Целищев (Усть-Каме6ногорск), А.Мошников, С.Арсентьев (Ленинград), Е.Иванова, А.Токарев (Иркутск), В.Володин (Москва), С.Горбенко (Одесса).

В спортивном составе экспедиции были еще две женщины – китаянка Гуй Сан по прозвищу Дьявол и американка Ловерн Вудс. Екатерина Иванова отбиралась во вторую советскую гималайскую экспедицию на Канченджангу в 1989 году, но вопрос об участии в ней двух женщин решился не в их пользу. 8 апреля 1989 года Шатаев сообщил Кате, что она едет на сбор в Америку, а через два дня Иванова уже тренировалась на Кавказе, к ней предъявлялись равные с мужчинами требования. Катя стала первой женщиной в СССР, взошедшей на Эверест, и четырнадцатой в мире.
Тогда за ее спиной стояла судьба женского альпинизма в стране – она считала себя обязанной взойти, потому что ничто потом не могло оправдать неудачи. «Остановить меня могла только смерть», - говорила Катя. Она взошла еще на два восьмитысячника – Шиша-Пангму и Манаслу, а в 1994 погибла при восхождении на Канченджангу.
Катя считала, что ее маленькая дочь Ульянка, когда вырастет, поймет мать.
Главной целью экспедиции было одновременное восхождение международных троек – Джим Уиттакер был уверен, что такой стиль штурма должен показать, что великие страны могут сотрудничать даже на Эвересте. Восхождение посвящалось Дню Земли, который отмечается 22 апреля.

Дневник Григория Лунякова:

«Я, Арсентьев, Целищев, Володин и четыре американца составляем передовой отряд. 19 марта наша четверка начинает обработку маршрута к Северному седлу (7208 м). Сумасшедший ветер, приходится укреплять палатки, рвет тенты. Маршрут провешен перилами, начинаются грузовые ходки на седло. Отсюда до вершины 4 дня.
4 апреля наша четверка снова на седле. Погода безветренная, будем работать на установке 5 и 6 лагерей.
Начинается настоящее дело!
5 апреля
китайцы сплошной ниткой провешивают маршрут, нам показалось, где надо и где не надо. Среди них были люди, которые поднимались по этому маршруту до 8000 м и, как выяснилось позже, не знали, что делают. Рюкзаки тяжелые. На перегибе очень сильный ветер, приходиться идти в три такта. Достигаем высоты лагеря 5 (7790 м), уходим на седло.
8 апреля вышли большой группой – пятеро китайцев и пятеро наших. На разрыве перил китайцы оставили грузы и ушли вниз, Арсентьев, Целищев и я продолжили движение. Последние тридцать метров без перил приходилось преодолевать короткими перебежками между порывами ветра. Ночью все грохочет – и в голове и на улице. На связи Ильинский сообщил, что палатку лагеря 5 мы поставили на 700 м ниже чем нужно. Собрали палатку, и тут сильнейший порыв ветра вырывает из наших рук и вместе со страхующим айсбайлем уносит за перегиб. Идти вверх бессмысленно, а чтобы спуститься вниз, мы должен провесить тридцать метров перил.
Ухожу с концом веревки метров на 7 выше, к старому крюку. Ветер прижимает к скале, закрепляю перила и спускаюсь к ребятам. Первым по перилам выходит Серега Арсентьев. Идти надо против ветра, да еще вниз… На перегибе он ложиться на живот и ползет – впервые в жизни вижу такой ход на горе. Вторым выпускаю Андрея Целищева с заданием срастить наши перила с китайскими, он навешивает все веревку и машет рукой. Я испытываю дьявольский ветер на своей шкуре, при выходе на перегиб меня сбивает с ног, прижимает к фирну, отрывает от склона и тащит с гребня, я упираюсь кошками и айсбайлем, наматывая на руку спасательную перильную веревку, двигаюсь вниз.
Срастить перила не получилось – не хватило веревки. Как пройти разрыв? К счастью, слева по ходу движения тянется полоска осыпи с разрушенными выходами скал. Цепляясь за камни, больше часа мы ползем эти метры. В лагерь 3 (6500 м) пришли измотанные, но довольные – на этот раз в борьбе со стихией нам повезло.
23 апреля наши ребята спускают заболевшую американку с 7 тысяч, спасотряд пришел в базовый лагерь к полуночи.
30 апреля международными связками вышли наверх. Наша группа: я, Арсентьев, два китайца и два американца. 2 мая мы были на седле. Мы с Арсентьевым топчем тропу, ночью выпал снег. Сильный ветер затрудняет движение, сбивает дыхание, мёрзнут руки и ноги.
В лагере 7 (8670м) установили 2 палатки, мы с Арсентьевым не взяли спальные мешки, чтобы занести побольше газа – это был тактический ход. Теперь придётся всю ночь отсиживаться, к тому же я подумал, что на этой высоте всё равно не уснёшь.
Решили идти на штурм в любую погоду – слишком дорога цель. Ночь была жуткая. Сидели, поджав ноги, согнувшись.
8 мая . От палатки проходим не очень приятный траверс к скалам, потом по гребню подходим к стенке, где закреплена семиметровая лестница – подарок прошлой экспедиции. Первыми идут китайцы, следом американцы, мы замыкаем. Перед вершиной выпустили вперёд отставших американцев, на вершину вышли с разницей в один час, на спуске без кислорода очень отстали.
Ночуем в лагере 7. Около 4 утра просыпаюсь от холода, минут 10 вожусь со спичками, чтобы разжечь газ, слышу крик. Не могу понять, показалось или нет. Крик повторился, но уже рядом с палаткой. Вваливается Целищев – они с Эдом вышли из лагеря 6 (8300 м) в 2 часа ночи. Они уже спали, когда снова послышался крик и пришёл Слава Горбенко. В 8 утра эта тройка ушла на штурм.
9 мая взошли 4 китайца и один американец, Саша Токарев и Катя Иванова. Ильинский, Мошников и Марк на подходе. Экспедиция мира успешно завершена. В базовом лагере нас встречали музыкой, поцелуями и пивом. Джиму Уиттакеру позвонил президент Буш: «Поздравляю!».

Дневник Андрея Целищева:

8 апреля.
По радио нам запрещают подниматься выше лагеря 5. Почему? На полпути все поворачивают назад из-за очень сильного ветра. Мы кое-как пробились к нашей площадке, поставили палатку. Ночью наружный тент порвало ветром, хотя считалось, что эта палатка выдержит любой ураган.
9 апреля.
По радио приказ: «Ни шагу наверх!» Мы, честно говоря, после этой ночи и сами хотели спускаться вниз. Сняли верхний тент, чтобы спустить его вниз и починить, и тут страшный порыв ветра вырывает все крепежи и уносит палатку вместе с ледорубом и палкой. Все наши старания перечёркнуты. Начали спуск. Такого ветра ещё никто из нас не видал! До начала перил 20 метров по пологому снегу, решили на этом участке сделать перила – конец верёвки закрепили на скалах, и Арсентьев направился вниз, ушёл за перегиб и затих. Я пошёл следом, увидел его на сыпухе – он вкогтился в камни и лежит. Я кричу, что до перил метров 7-8, нужно вниз, он отцепляется от верёвки и лезет пауком по сыпухе. Я лежу на ледорубе и молюсь Богу, чтобы помог нам выжить. Один раз меня сдуло, хорошо, что повис на ледорубе. Эти семь метров лез около часа. Затем по перилам, под ураганом, падая, качаясь, как пьяный, часа за три, доплёлся до седла. Страшно обрадовался, увидев Арсентьева живым.
7 мая.
Вышли в лагерь 6. В 13 часов услышал по связи голос Сереги Арсентьева с вершины и заплакал от радости. Вообще интернациональное восхождение не очень получается – китайцы все время отдельно, американцы тоже нет-нет, да и что-нибудь выкинут. Шатаев по связи сказал, чтобы я шел с кислородом, потому что на такой высоте я впервые, но шеф поддержал меня и говорит: «Выходи до лагеря 7 без кислорода, если идешь медленно, из лагеря 7 до вершины используй кислород».
8 мая.
Проснулись в 12.30 ночи, уже не заснуть. В лагерь 7 пришли в 4.10 утра, там Гриша с Серегой напоили нас чаем. Светила луна, и мы с фонариками прошли скалы и траверсы. В 11.35 был на вершине. Самочувствие отличное, эмоций никаких. Полежал, отдохнул и вниз.
10 мая.
Проснулись от шума радиоприемника. По связи передают: китайцы на вершине, Шура Токарев и Катя Иванова на вершине. Весь день прослушивали эфир – вот они уже в лагере 6, потом 5, и вечером шеф с Катей пришли в лагерь 3. Шеф безумно усталый, но очень счастливый, а Катька как будто никуда не ходила. Вечером выпили за окончание экспедиции, за шефа и за первую советскую женщину на восьмитысячнике.

В адрес экспедиции было получено личное послание президента США Дж. Буша:
«Белый дом. Вашингтон. 17 мая 1990 г. Джиму Уиттакеру.

Дорогой Джим!
Имею честь послать свои поздравления вам и всем членам экспедиции Восхождения мира, достигшим вершины Эвереста. Мир смотрел с ожиданием и восхищением, как вы совершали восхождения во имя сотрудничества в области сохранения окружающей среды и мира. Завершение экспедиции явилось настоящим триумфом. Когда вы и члены вашей делегации вернетесь домой к своим семьям и друзьям, вы можете гордиться сознание того, что международное Восхождение мира на Эверест ярко и отчетливо продемонстрировало то, что является необходимым для обеспечения более спокойной и уверенной жизни на планете для будущих поколений.
Джордж Буш».

Г. Муленкова

22.04.2013 • Намасте, Эверест! • Просмотры (5140) • Комментарии (0) • Написать комментарий

[F]acebook Twitter Delicious Digg Живой Журнал Technoraty StumbleUpon Google Bookmarks Яндекс.Закладки [В]контакте Одноклассники Мой Мир